След Зомби
Это статья написана под впечатлением от прочтения одной вещи Виктора Пелевина, которая называется « Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии.» Статья будет строиться так: я буду размещать цитаты из Пелевинской статьи и добавлять к ним свои комментарии.
Я буду приводить цитаты по моему мнению более важные, т.с- ключевые для понимания ситуации. Тем же кто захочет прочитать статью целиком я даю ссылку: http://proxy.flibusta.net:8080/b/76865/read
…. «Химический яд совершенно одинаково подействует на представителя любой культуры. Но каждая культура формирует свой собственный «психический фон», свой комплекс ожиданий и реакций, более-менее общий для всех ее представителей, который определяет не только социальное поведение людей, но и их психическое и физическое состояние. Причем этот «психический фон» существует не где-то вне людей, а исключительно в их сознании. Например, западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пустыне, и толпящиеся вокруг него аборигены находятся, несмотря на пространственную близость, в совершенно разных мирах. Пояснить это можно на очень простом примере. Австралийские колдуны-аборигены носят с собой кости гигантских ящериц, выполняющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приговор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменников, как тот заболевает и умирает. Вот антропологическое описание действия такой «команды смерти»:
«Ошеломленный абориген глядит на роковую указку, подняв руки, словно чтобы остановить смертельную субстанцию, которая в его воображении проникает в тело. Его щеки бледнеют, а глаза приобретают стеклянный блеск, лицо ужасно искажается… он старается закричать, но обычный крик застревает у него в горле, а изо рта показывается пена. Его тело начинает содрогаться, он пятится и падает на землю, корчась, словно в смертельной агонии. Через некоторое время он становится очень спокоен и уползает в свое убежище. С этого момента он заболевает и чахнет, отказывается от пищи и не участвует в жизни племени».
Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из европейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь выйдет. Европеец просто не поймет значительности происходящего – он увидит перед собой невысокого голого человека, махающего звериной костью и бормочущего какие-то слова. Будь это иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром.»….
Мне также вспомнился один из эпизодов какой-то программы которую я однажды смотрел по телеку. Там показывали колдуна одного из африканских племен. Он рассказывал, что легко находит вора простым способом: он кладет на землю палку и заставляет всех челнов племени перейти через нее. Естесвенно ворюга всегда находится, так как не в состоянии через нее перейти. Обьясняется это только тем, что все члены племени с детства проходят через длительный обряд внушения, что по другому случится и не может. Вопрос: почему такая чепуха возможна? Да потому, что :
«Магия существует, она чрезвычайно эффективна – но только в своем собственном измерении. Чтобы она действовала на человека, необходимо существование «психического фона», делающего ее возможной. Необходим набор ожиданий, позволяющий определенным образом перенаправить психическую энергию – именно перенаправить, потому что магические воздействия основаны не на мощных внешних влияниях, а на управлении внутренними процессами жертвы, на запуске психических механизмов, формируемых культурой и существующих только в ее рамках.»
Далее следует довольно длинный кусок из статьи: «Магия преследует нас с детства. Сначала нас украшают маленькой пентаграммой из красной пластмассы с портретом кудрявого покровителя всей малышни. При этом мы получаем первое из магических имен – «октябрята», и узнаем, что «так назвали нас не зря – в честь победы Октября». Интересно, что первая магическая инициация проводится в таком же возрасте только, пожалуй, у индейцев Хиваро (восточный Эквадор), когда ребенка угощают специальным составом, называемым маикуа, и отправляют на поиски своей души. Эта первая инициация (имеется в виду прием в октябрята) не несет в себе ничего угрожающего и, подобно игре в войну, является игрой в будущее. Вторая инициация уже намного сложнее – подросших детей обучают начаткам ритуала («салют», «честное пионерское») и символике – вручаются новый значок (пылающая пентаграмма из металлического сплава) и неравнобедренный треугольник из красной материи (его концы символизируют отца, сына и еще одного сына), который завязывается узлом в районе горлового центра и обеспечивает симпатическую связь с Красным Знаменем (поэтому значок просто вручается, а галстук как бы доверяется, и хоть он свободно продается за семьдесят копеек вместе с носками и мылом (напомним, что речь идет о середине семидесятых), но, купленный, становится сакральным объектом и требует особого отношения). Дается второй магический статус – «пионер», и в сознание впервые вводится страх потерять его. Исключение из пионеров – практически не встречающаяся процедура, но само упоминание ее возможности рождает в детской душе страх оказаться парией, этот страх начинает использоваться административно-педагогическим персоналом с целью упрощения «воспитания» и управления:
– А ну, кто там курит в туалете? Кто там хочет расстаться с галстуком на совете дружины?
И, откуда-то сверху, приминая к земле, несется грозно-загадочное:
– Будь готов!!!
– Всегда готов! – повторяем мы, давая самим себе то, что Анатолий Кашпировский называет установкой. Причем делается это в детском возрасте, когда психика только формируется и крайне восприимчива. Потом, когда мы вырастаем, выясняется, что мы и правда готовы ко многому.
Третья массовая инициация – прием в комсомол, совмещенный по времени с половым созреванием. К этому времени участие в многочисленных и малозаметных магических процедурах подготавливает нас к следующему, очень важной ступени – интериоризации внешних структур. Этот процесс начинается несколько раньше – еще в качестве «пионеров» мы делаем внутренними ритуалы, в которых нас заставляют участвовать – например, даем друг другу «честное пионерское». Произнесение этого заклинания является надежной гарантией правдивости информации – примерно так в уголовной среде «дают зуб», только «дающий зуб» и нарушающий слово лишается зуба, а дающий «честное пионерское» и нарушающий его оказывается наедине с разгневанной «пионерской совестью» – социальной функцией, интериориозованной с помощью магии. Интериоризация – длительный процесс завершающийся формированием так называемого «внутреннего парткома», с успехом заменяющего внешний у различного рода чиновников, редакторов и т.п. Действие внутреннего парткома протекает либо в форме визуализации – человек, обдумывая требующую решения ситуацию, представляет себе нечто вроде заседания, на котором обсуждается его выбор (или визуализирует начальника и его реакцию), либо, на более глубокой стадии, в форме физических ощущений – сосания под ложечкой, прилива крови к голове и т.д. («Семен, нутром чую – не наш он!») Интериоризация превращает наблюдателя в участника.»
Далее перечисляются стадии вступления в комсомол и партию которые так же обставлены соотвествующими ритуалами. Автор совершенно справедливо проводит аналогию процесса зомбификации гаитянского негра с процессом зомбификации или «советизации» русского человека.
Интересен не только сам процесс зомбификации, но и его последствия и эффект действия на психику. Зомбированный человек где-то в глубине души помнит, что он как бы свободен, что у него есть семья, но продолжает вкалывать на «хозяина» ( аналогия с лагерными заключенными). Уэйд Девис описывает, что зомбификация пропадает со смертью заколодовавшего его хозяина. По выражению местный вудуистов к таким людям возвращается их « маленький добрый ангел». Однако есть и другой эффект. Бывает, что этот «маленький ангел» к людям не возвращается и тогда зомби начинает как бы искать нового хозяина, потому, что ему просто трудно существовать. Почему я на этом акцентирую внимание? Да потому, что для меня в сегодняшнее время до сих пор являлось непостижимым одно явление: и в СМИ, в сети и просто среди знакомых ( гораздо реже) я наблюдаю такое явление как «сталинофилию» ,а последнее время «каддафифилию». Ну, со сталинофилами более менее ясно, но как понять каддафифилов? А вот после прочтения статьи Пелевина для меня стало относительно ясно все с этим вопросом.
То есть получается, что некоторые люди еще с тех времен были зомбифицированны по советскому типу, и после смерти СССР их « маленький добрый ангел» к ним не вернулся. Поэтому то эти зомби и мучаются и увидев похожего на хозяина негодяя спешат выказать ему свое доверие и покорность. А может быть и все гораздо хуже. Возможно ,что некий центр ( это я несерьезную такую версию выдвигаю) заинтересован в зомбификации людей сейчас и вовсю стремиться эту зомбификацию проводить в жизнь. Но делает это неумело,потому, что по стечению обстоятельств зомбификацию теперь проводят сами зомби, и командуют этмими зомбификаторами тоже зомби. По другому и быть не могло. Когда зомбификации подвергается вся страна, то к власти тоже рано или поздно должны прийти ЗОМБИ.