Ассоциация философского искусства

Ассоциация Философского Искусства

ГлавнаяОб АссоциацииФилософияАфоризмотерапияНовый сайтФорум
АФИ-почта
Забыли пароль? Запомнить меня

#1 04.04.2011 23:00:19

Scald
Участник

Общество мёртвых поэтов

Общество Мертвых Поэтов (Dead Poets Society)

Соотечественник создателя трилогии о Безумном Максе, умница и интеллигент от кино Питер Уир снял в 1989 году прекрасную драму, в миг ставшую культовым фильмом для молодых конца 80х годов. История о создании тайного "Общества мертвых поэтов" в крайне консервативном американском колледже (где до сих пор практиковались физические наказания за проступки) на самом деле разворачивает перед зрителями картину буйства молодости, запертой в косные правила внешнего мира. Фильм ошеломляет в первую очередь молодым составом исполнителей, для многих из которых фильм стал дебютом в большом кино. Робин Уильямс за роль нового учителя литературы Джона Китинга даже был номинирован на “Оскар”. которые в несколько английской манере разыгрывают каждый свою историю и все вместе - драму молодых душ.

Проблема самостоятельного выбора жизненного пути, победы человека над обстоятельствами, тема дружбы и предательства, конфликта поколений - далеко не полный список тем, поднимаемых в ленте. Пробуждение человеческого “Я” среди пустыни общественно приемлемых жизненных сценариев всегда будет вступать в противоречие с социальным устройством. Функция самой по себе личности - самосохранение и постоянное самовозрождение, функция общества аналогична, но средство достижения последней - та же личность, нивелированная до уровня инструмента. В картине нет ни одного героя, который бы выиграл эту схватку. Вероломное сопротивление социальных норм ломает личностное восприятие мира, топорно выстраивая его по своему образу и подобию. Проигрывая, личность либо включается в эту схему, либо через самоубийство (физическое, как герой Роберта Шона Леонарда, или духовное - как Робина Уильямса) выбывает из нее навсегда. В этом и заключается основной драматизм сюжета.

Сценарий фильма заслуживает особого упоминания. Он, скажем прямо, филигранен. Такой четкости и прописанности характеров, сцен и сюжета я не встречал давно. В ленте нет ничего лишнего - все проистекает одно из другого, взаимно дополняя и ограничивая друг друга. Диалоги хотя и скудны, но именно благодаря им картина полна живости и интеллекта. "Оскар" в этой номинации был получен заслужено.

В целом же картина получилась очень английской. Стиль жизни в новоанглийском колледже, декорации, актерская игра в лучших традициях английской школы театра - все в классически традиционной манере, свойственной для “туманного Альбиона”. Одно лишь отличие (что, кстати, характерно для многих выходцев из Австралии и Новой Зеландии) - умение на фоне английской ограниченности в визуальных средствах показать яркость и красочность личности героя, его характера и жизни. Стилевая изюминка фильма, как уже отмечалось выше, состоит как раз в игре на контрасте картинки и актерско-сценарной составляющей.
Необходимо дерзнуть мечтать, даже если это приведет к краху. Множество людей, у которых еще осталось в груди немного пламени, ищут того, кто покажет, на каких баррикадах можно поставить свой флаг. Вот о том и фильм — о поиске правильного учителя, способного проникнуть в те мысли, что не были высказаны, а — следовательно — попытки освободиться от груза обыденно давящих мнений. Поиск не учителя, но Учителя, который не расскажет и не объяснит, а откроет путь к просветлению, к другим измерениям в обыкновенном мире, изменив точку зрения. Все, что нужно, чтобы не буксовать на пути в гору, — это суметь увидеть себя чуть иначе, а именно это и дает Китинг своим ученикам, возвращая обучению романтизм, очарование, интригу. Причем Уир не концентрируется на фигуре учителя, а выводит его лишь как катализатор, прослеживая процессы, запущенные Китингом в студентах. Режиссер далек от веры в то, что мечтатели и бескомпромиссные творцы легко изменят мир. Но ведь даже если Икар упал вниз, он все-таки летел; даже на земле нельзя забыть ощущение полета, а это чувство юноши успели испытать, каким бы разочаровывающим ни казался затем мир. Оно просто того стоило.

Удивительное дело — Робин Уильямс пришелся к месту. Морщинки около глаз грустного клоуна явились следами былой жизни, скрывающими доброту и печальную иронию отшельника. Ни до, ни после я не видела его в не раздражающем меня амплуа. "Общество мертвых поэтов" хорошо тем, что оно позволяет глубоко вдохнуть жажду изменений, желание запертых в колледже юношей освободиться от родителей и обязательств, исследовать новый, доселе неизвестный мир. Фильм и приятно наивен, и мечтателен, и откровенен. Существуют поражения, которые легко приравнять к победе, — и именно такое поражение от суровых столпов воспитания терпит Китинг, заронивший ростки свободного мышления и поэтического чутья в своих учеников. Причем поэзия здесь служит просто проводником электричества: не грех попробовать, как не грех попробовать себя и в чем-то еще помимо навязанного другими предназначения. Не зря Один украл именно сладость слова, мед поэзии, чтобы передать его людям, — стоит представить себя в ином значении, в другом окружении, со свечой в пещере, где существуют лишь книги и дерзкие мысли, как то, что окружает, перестает казаться таким незыблемым. Правда, не напрасно именно боги владели словесным мастерством, — далеко не каждый способен справиться с этой эйфорией, чтобы она не разрушила его жизнь.

Вопрос, собственно, только один — да,да,да — что случилось с остальными? Печальный исход для смельчака, глупого бунтаря и романтика, держащего в руках венок, сломали, скрутили и извратили смысл изменения. Один штурмовал крепость до конца, призвав несшабашные и бестолковые войска внутреннего хулигана, другой решил сбежать, чтобы не поддаваться. Может быть, война с учителями и родителями не покажется кому-то драматичной, но это как раз та битва, в которой узнаешь, кто ты такой. Юношеская, с небольшим налетом ностальгии красота фильма вызывает ощущение увлечься, отдаться, остаться во власти мечты, хотя на дне души кроется уверенность в том, что "нас не догонят" обернется тюремной решеткой. Смогут ли остальные легко забыть мистера Китинга и Новое Чудо? Кто знает, память так изменчива. Но я все же думаю, что лучше глупо погибнуть во власти поэтического вдохновения, чем прожить всю жизнь, посещая работу. А Уир? Уир снял кино, которое можно было бы критиковать, если оно не отодвигало это желание, пробуждая детское и открытое, чего во мне в избытке.

(c) Олег Korben

Режиссер: Питер Уир.
Сценарий — Том Шульман,
оператор — Джон Сил,
композитор — Морис Жар, Георг Фридрих Гендель и др.

В главных ролях: Робин Уильямс, Итан Хоук, Роберт Шон Леонард.
В ролях: Джош Чарльз, Гэйл Хансен, Дилан Хассман, Аллелон Руджеро, Джеймс Уотерстон, Норман Ллойд и др.

Награды:
Киноакадемия США — Оскар за лучший сценарий.
Британская киноакадемия (BAFTA Awards) — лучший фильм, лучшая музыка (Морис Жар)
César Awards — Сезар за лучший иностранный фильм.
Международный кинофестиваль в Варшаве — лучший зарубежный фильм.
David di Donatello Awards — лучший зарубежный фильм.

а также:
- награда Golden Screen (Германия),
- приз за лучший фильм от Ассоциации артхаусных кинотеатров Германии,
- приз за лучший подбор актеров от Casting Society of America,
- приз от Общества политических фильмов Америки
и др..

Интересные факты о фильме:
- изначально предполагалось, что профессор Китинг будет умирать от лейкемии, но Уир решил сконцентрироваться на самих учениках. Слава Аллаху!

- на роль Китинга пробовался Лайам Нисон, но роль отошла к Робину Уильямсу.

- сам Уир обучался в частной школе для мальчиков в Сиднее. Жесткая дисциплина, униформа и давление сверху перекочевали оттуда в фильм.

#2 04.04.2011 23:02:25

Scald
Участник

Re: Общество мёртвых поэтов

Сюжет

Семь юношей: Нил Перри (Роберт Шон Леонард), Тодд Эндерсон (Итан Хоук), Нокс Оверсрит (Джош Чарльз), Чарли  Далтон (Гэйл Хансен), Ричард Камерон (Дилан Кассман), Стивен Микс (Аллелон Руджиеро), Джерард Питтс (Джеймс Уотерстон), являются учениками престижнейшей академии в США — Wellton, в основе которой лежат четыре принципа: Традиция, Честь, Дисциплина и Совершенство (Tradition, Honour, Discipline и Excellence). Однако сами ученики дают иное определение столпам своей, как они ее называют, школы «Hellton» (дословно «адская»): Пародия, Ужас, Упадочничество и Отстой (Travesty, Horror, Decadence, and Excrement).

В первый же день ученики встречают нового учителя, Джона Китинга (Робин Уильямс), методы преподавания которого коренным образом отличаются от традиционных, применяемых в этой школе уже на протяжении многих десятков лет. Новый учитель начинает преподавание с пламенной лекции об их (учеников) неотвратимой смерти, объясняющей, что жизнь мимолетна, поэтому они должны следовать принципу «Carpe diem» (лат. «Лови день», то есть пользуйся сегодняшним днем, лови мгновение — поэтический призыв римского поэта Горация), а себя он просит называть «О, капитан, мой капитан!». Остальная часть фильма — пробуждение, в котором героям фильма и зрителям дается понять, что люди, имеющие авторитет, должны всегда действовать как «проводники». Юноши в тайне от всех возвращают к жизни литературный клуб «Общество мертвых поэтов», членом которого в свое время являлся и сам Китинг.

Вольнодумство доставляет неприятности Нилу Перри. Он решает продолжать занятия искусством (то, что он любит и в чем он преуспевает) вместо занятия медициной (карьерой, которую избрал для него отец). Нил получает роль Пака в пьесе «Сон в летнюю ночь». Отец (Кертвуд Смит) узнаёт об этом только накануне премьеры и приказывает сыну покинуть театр. Нил говорит отцу, что уйдёт. Он спрашивает совета Китинга, и тот говорит ему попробовать убедить отца, что актёрство для него действительно важно. Нил так и не решается на этот разговор, но на следующий день говорит Китингу, что отец разрешил ему играть в пьесе. Выступление проходит успешно, но отец Нила не может простить непослушание своего сына и намеревается отправить его в Военную Школу города Браден, где бы тот проходил подготовку для поступления в (Гарвард). Нил не в состоянии справиться со своими чувствами и не может противостоять своему отцу, поэтому он совершает самоубийство. Начинается расследование произошедшей трагедии. Директор получает всю информацию, в том числе и об «Обществе мертвых поэтов», от одного из учеников, Ричарда Камерона. Когда Чарли Далтон узнает о предательстве бывшего друга, он с яростью набрасывается на него, что ведет к его исключению из Велтона. Отец Нила не признаёт ответственности за трагическую смерть своего сына. Вместо этого, он обвиняет в произошедшем учителя — Джона Китинга. В признании, подписанном учениками, Китинг обвинялся в вещах, которые на самом деле были чрезвычайно преувеличены, например, как идея внушения ученикам создания «Общества мертвых поэтов»… Китинга увольняют и принуждают покинуть Велтонскую Академию. Однако Тодд Эндерсон не признает вины Китинга, даже подписывая приказ. И когда на очередном уроке Китинг заходит в класс за личными вещами, Тодд встает на парту и произносит: «О, капитан, мой капитан!». То же самое делают многие в классе.

#3 03.05.2011 12:43:15

Andrey
Участник

Re: Общество мёртвых поэтов

Scald пишет:

Общество Мертвых Поэтов (Dead Poets Society)...
Соотечественник создателя трилогии о Безумном Максе...

За Гибсона - отдельное спасибо =)

Scald пишет:

умница и интеллигент от кино Питер Уир снял в 1989 году прекрасную драму, в миг ставшую культовым фильмом для молодых конца 80х годов...(где до сих пор практиковались физические наказания за проступки)

Меня в этот период вдохновил "Врубай на полную" с К. Слэйтэром - о новом ученике, перевернувшем школу с ног на голову, подняв авторитет студентов.

Scald пишет:

История о создании тайного "Общества мертвых поэтов" в крайне консервативном американском колледже ...

Фильм я не видел, судить не могу, но ключевые слова "консервативный" и "тайное общество" - это то, во что играют молодые и взрослые дети и сейчас =) Таким образом, 50 % успеха идее уже было обеспечено.

Scald пишет:

Проблема самостоятельного выбора жизненного пути, победы человека над обстоятельствами, тема дружбы и предательства, конфликта поколений - далеко не полный список тем, поднимаемых в ленте...В картине нет ни одного героя, который бы выиграл эту схватку...

Вспомнился ф. "Красота по-американски", первый раз увидел К. Спейси, пласт проблем и отношений поколений, а заодно и - куда "мир катится"...

Scald пишет:

Проигрывая, личность либо включается в эту схему, либо через самоубийство...

Есть третий вариант, немного похожий на последний - поступает как полумифический Р.Гуд или реальный У. Кармалюк.

Scald пишет:

Диалоги хотя и скудны, но именно благодаря им картина полна живости и интеллекта...

Помню как сейчас "Апокалипто" и "Страсти Христовы" - там на диалоги/титры смотреть практически не надо.

Scald пишет:

Необходимо дерзнуть мечтать, даже если это приведет к краху.

Мечтать можно по-разному - Т.Хэнкс в "Ф.Гампе" мечтал продуктивно, правда личная жизнь у него так и не сложилась. Но нельзя сказать, что его мечта привела к краху, хотя могли убить на войне как Баббу.
Думаю, каждый человек мечтает - и хороший и плохой ... так устроен мир. Просто мечты у всех разные.
"Ступай осторожней - ты можешь разрушить чьи-то мечты" (Ейтс.)

Scald пишет:

Режиссер далек от веры в то, что мечтатели и бескомпромиссные творцы легко изменят мир.

Уместно спросить известными словами о средствах "перемен": "Что будет стоить тысяча слов когда важна будет крепость руки?" И поможет ли эта крепость не , если проблема лежит в моральной плоскости? С другой стороны, должно ли добро "быть с кулаками"? Например, возьмем последнюю мировую войну - без кулаков мир мог бы окончиться. Но с другой стороны - после 3-й мировой жизни на планете наиболее вероятно не останется, кроме бактерий...

Scald пишет:

Но ведь даже если Икар упал вниз, он все-таки летел...
Vivere est militare...

Главное - не ошибиться с направлением полета =)

Scald пишет:

«Carpe diem» (лат. «Лови день», то есть пользуйся сегодняшним днем...)..

Есть еще очень хороший совет "Всегда радуйтесь" - не давать места злу и отчаянью.

Scald пишет:

...отец разрешил ему играть в пьесе...отец Нила не может простить непослушание своего сына и намеревается отправить его в Военную Школу ...не может противостоять своему отцу, поэтому он совершает самоубийство...

Жаль, что режиссер выбрал именно такой финал, не показав как можно было справиться с этой бедой. Например, тот же Гамп - отслужил, стал "человеком-эпохой" успешным в жизни ...
Лучше жить совместив совет "Лови день" с "Всегда радуйтесь" =)

Инструменты

Информация

Статистика
Всего пользователей: 1183
Всего тем: 991
Всего опросов: 0
Всего сообщений: 12566
Пользовательская информация
Последним зарегистрировался: lurielgrah
Пользователи онлайн: 0
Гости онлайн: 101
Рекламные ссылки
НовостиВсе новости
01.02.2018

Друзья!

4 февраля 2018 года

состоится очередной семинар

доктора философских наук,

профессора

НАЗИПА ХАМИТОВА 

 "ФИЛОСОФИЯ КИНО И ПСИХОАНАЛИЗ".

Новая тема:

"ЖЕНСКАЯ КРАСОТА И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ" 

Все вопросы по телефону

066 924 39 99 - Оксана Гончаренко 

 
10.06.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ВОЛЯ К ВЛАСТИ:
КОНСТРУКТИВНЫЕ И
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
10.06.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины 9 июня 2017 года (пятница),
 в 16:00 состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"Я И ЧУЖОЙ: КСЕНОФОБИЯ
В БЫТИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
10.06.2017
Друзья!
Кафедра философской
антропологии Факультета философского
образования и науки
НПУ им. М.Драгаманова
продолжает работу литьературной
студии: 
«ФИЛОСОФСКОЕ ИСКУССТВО:
эссе, афоризмы, проза, поэзия»,
Очередное мероприятие
состоится
 20 апреля 2017 г.,
в 15.00 (кафедра философской
антропологии НПУ Драгоманова,
ул. Тургеневская,
8/14, аудитория 14-11). 
Вход свободный.)

 

 
18.04.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 3 этаж, 
зал заседаний Ученого совета 
14 апреля 2017 года (пятница), 
в 16:00 состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ВОЛЯ К ИННОВАЦИЯМ И СОПРОТИВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
11.03.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 
3 этаж, зал заседаний Ученого совета 
10 марта 2017 года (пятница),
 в 16:00
состоится методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"СТРАХ И ВЕРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
22.01.2017
30 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
В КРИЗИСНОМ ОБЩЕСТВЕ:
СПАСЕНИЕ ИЛИ ОПАСНОСТЬ?»

Гость программы –

доктор философских наук,

профессор

ИРИНА СТЕПАНЕНКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме

 
06.01.2017
23 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ
В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ:
ИМИТАЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ»

Гость программы –

доктор культорологии,

профессор

ЕВГЕНИЯ БИЛЬЧЕНКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме

 
17.12.2016
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 
3 этаж, зал заседаний Ученого совета 
9 декабря 2016 года (пятница),
 в 15:00
состоится методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ПРОБЛЕМА ДОСТОИНСТВА УЧЕНОГО" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
13.12.2016
9 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«ПРОБЛЕМА ДОСТОИНСТВА
УЧЕНОГО В СОВРЕМЕННОЙ
УКРАИНЕ»

Гость программы –

доктор философских наук,

профессор

ОЛЬГА ГОМИЛКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме