Ассоциация философского искусства

Ассоциация Философского Искусства

ГлавнаяОб АссоциацииФилософияАфоризмотерапияНовый сайтФорум
АФИ-почта
Забыли пароль? Запомнить меня

#1 21.05.2010 02:38:08

Scald
Участник

Что такое поэзия?

Статья не моя, взята у одного из известных блоггеров в ЖЖ:
мне интересны ваши мысли и ваша реакция на эти рассуждения

Что такое поэзия?


Это изготовление нравственных, эстетических, философских и других готовых эмоциональных и мировзренческих формул для последующего их полезного употребления (цитирования) другими людьми.

Мне возразят: а как же рифма, стихотворный размер? Разве они не являются основными показателями поэзии?
Я отвечу так: во-первых, это чисто внешние признаки, а во-вторых, и это самое главное, это всё – инструменты, подсобные средства, существующие для того, чтобы ввести в сознание человека какую-то авторскую мысль. Мысль, высказанная с применением стихотворного размера и рифмы, войдёт в сознание намного сильнее, чем мысль, высказанная прозою. Рифма и размер не только вводят нужную мысль, но и побуждают человека лучше её запоминать.
А зачем вводить и зачем запоминать?
А затем: автор заинтересован в том, чтобы его мысль не осталась в нём самом и чтобы о ней кто-то узнал, да ещё бы и выучил её наизусть и затем вспоминал бы или повторял. Если ему удастся сделать это, он станет в каком-то смысле бессмертным. А бессмертия многим хочется.
Новый вопрос: какими могут быть эти самые мысли?
Ответ может быть только такой: плохими или хорошими. Возможны, конечно, промежуточные варианты, но давайте их пока отбросим для чистоты исследования.
Какие хорошие мысли мы выучили с помощью поэзии?
Не буду перечислять сами мысли, а только назову авторов:
– Крылов,
– Пушкин,
– Жуковский,
– Лермонтов…
Список можно продолжить.
А какие плохие мысли? А точнее – чьи?
– Те стихотворения Некрасова, в которых проявляются его садистические и некрофильские свойства.
– Почти все стихи Маяковского – это одно сплошно злодейство!
– Кабацкие мотивы у Есенина – тоже ничего хорошего.
– Приспособленческие стихи Роберта Рождественского, Евтушенки, Вознесенского и прочей сволочи.
Отсюда вывод: нужно учить детей хорошим стихам, а плохим не учить.
Встречный вопрос: а как определить, какие стихи хороши, а какие плохи?
А как хотите, так и определяйте. У вас есть совесть, вкус, разум, вот и поступайте сообразно тому, что имеете.

Теперь другое. Допустим, мне говорит некий поэт:
– У меня стихи льются прямо из души. Ну, просто прут и прут из меня. И я ни о чём об этом не думаю и знать не хочу. И я создаю стихи. Я никого ничему не хочу научить, я просто неповторимая личность, и мне хочется создавать свои стихи. И что тогда?
Я отвечу такому человеку так: пиши себе на здоровье. Создавай, твори, созидай.
А тот мне ехидненько ответит:
– Ну, спасибо, утешил! А то я без тебя не знал.
Но я продолжу:
– Вот только я ещё не всё сказал.
– Ну, что там ещё? – скажет он и недовольно поморщится.
– Дело в том, – скажу я, – что таких, как ты сейчас многие-многие тысячи. Десятки тысяч. Сотни тысяч! И вы создаёте поэтическую продукцию одним нескончаемым потоком. И это не просто графоманство. А хорошие стихи, в которых присутствуют хорошая рифма, правильный размер, правильные мысли. Это хорошие стихи, а не плохие! Огромное количество людей получило сейчас высшее образование, овладело техникой стихосложения на высоком уровне, все эти люди неповторимые личности, и все создают стихи. Правильные стихи!
– Ну и почему бы нет?
А потому, что столько стихов и поэтов не нужно. России нужно десять выдающихся поэтов за каждые сто лет. Пусть эти стихи разучиваются детьми в школе, пусть люди учат их для души, и пусть портреты этих десятерых гениев висят во всяких культурных местах. Но тысячи стихотворных сборников – они не нужны никому! Грубо говоря, вся эта поэтическая продукция просто мусор. Она не стоит ничего.
А теперь вернёмся к исходному положению: поэзия – это изготовление формул. Пусть каждый из этих поэтов спросит себя самого: я изготавливаю такие формулы или нет?
Это должны быть такие формулы, чтобы они взорвали общество: чтобы люди прочли их и упали в обморок, или пошли на баррикады, или бы начали жить по-новому. Когда Маяковский читал свои стихи, он буквально доводил людей до истерики, они впадали в транс от его поэзии, у людей кровь в жилах стыла от восторга. Когда читал Есенин – все рыдали и только что не лежали вповалку у его ног. Лично я, когда я читаю стихотворения Лермонтова, мне кажется, что я попадаю в параллельное измерение: «Валерик» или «Демон» – это неземные произведения! Про «Илиаду» в переводе Гнедича или «Одиссею» в переводе Жуковского я вообще молчу – это запредельно…
Однажды я был в Третьяковской галерее и остановился перед бюстом Крылова, сделанным из белого мрамора. Я стоял перед этим бюстом полчаса и не могу прийти в себя от изумления. Я видел перед собою небожителя, у которого каждое слово – пусть даже насмешливое и дурашливое – оно прямо от Господа Бога. Вот сказал Крылов, что по улицам слона водили, как видно напоказ, и я просто в шоке пребываю от этой заявки. А всё почему? Человек выдавал формулы для каждого из нас – что ни басня, то и формула, без которой нельзя жить!
А теперь – нынешнее массовое производство поэтической продукции. Где формулы? Где шок, где дрожь, где обморок, где рыдания?
Нигде и ничего.
Ну, и тогда зачем такая поэзия нужна?
Приведу в пример самого себя: почти все свои стихи я молча уничтожил. Оставил штук двадцать себе самому на память, да и те никому не показываю. Может быть, они будут интересны моим детям или внукам. Пусть почитают. Но – не более того.
Это правильная позиция. Нравственная. Я постоянно встречаю современных поэтов, которые превратились в самых настоящих кровопийц: они пристают ко всем со своими стихами, выжимают из людей похвалы или даже аплодисменты и получают от этого кайф.
Одно время я очень много натерпелся от одного знаменитого поэта в масштабе Северного Кавказа. Он читал мне свои стихи часами, а я, потрясённый его плодовитостью, не знал, что и делать. А потом я разговорился о нём со своею двоюродною сестрою. А та мне сказала: а он и ко мне приставал со своими стихами. Но я ему каждый раз спокойно говорю: пошёл на …!
Один московский поэт превратил мою жизнь в кошмар, когда однажды приехал ко мне в гости. Я потом нашёл в себе силы порвать с ним, но это было нелегко.
А недавно сказал одному гениальному поэту всё, что о нём думаю. Сказал в очень вежливой форме, но решительно и твёрдо. И он взбесился, и вся его улыбчивость, и вся его интеллигентность вдруг мигом испарились. А ведь это был такой одухотворённый человек с таким мечтательным взором! И теперь я увидел оскаленное мурло человеконенавистника и самовлюблённого хама. Я посмеялся и забыл. Но он затаил на меня злобу уже на всю жизнь.
Поэзия - это волшебный дар свыше. А когда мы имеем конвеерное производство, о чуде говорить уже не приходится. И, соответственно, отношение людей к поэзии оказывается не как к чему-то сверхестественному, а как к чему-то обыденному.

#2 21.05.2010 02:41:52

Scald
Участник

Re: Что такое поэзия?

Добавлено  05.21.2010 02:38:54:
Когда я прочитал Старшую Эдду в переводе Свириденки, я был абсолютно потрясён. И даже не столько из-за смысловой нагрузки (хотя были очень сильные места), а из-за одного художественного приёма, с которым я там впервые столкнулся. Всё дело в использовании аллитераций. Сама переводчица, Софья Свириденко, задалась целью максимально передать русскому читателю всю мощь, которую эти аллитерации несут. Уж не знаю, какие были потери по сравнению с оригиналом, но и того, что я прочитал, было достаточно, чтоб проникнуться завораживающим могуществом этих звуковых сочетаний. Меня поразило то, насколько таким образом можно усилить заложенную мысль!
После этого я искал в нашей литературе что-то подобное. Нашёл эксперименты у Цветаевой или Ахматовой (уже не помню точно) и ещё у кого-то. Но это был какой-то другой уровень... Несравнимый с Эддой... Несерьёзный.
Теоретически есть ещё один вариант. Это наши старинные заговоры - вот там, чувствую, это дело представлено во всей красе. Но это совершенно особое дело, и я туда пока не совался.
И теперь сам вопрос. Можете мне подсказать, встречалось ли вам в русской или украинской поэзии удачное использование аллитераций?
PS: Я могу понять, почему у нас это не распространено. Рифма сама по себе - очень сильный приём. А аллитерации - это несколько иной путь. Но когда я представляю себе, что может получится при удачном наложении на определённый ритм и рифмы, и аллитераций, прокручиваю в голове несколько строчек... у меня просто дух захватывает! Это должен быть совершенно другой уровень!

#3 21.05.2010 09:40:11

Marin
Участник

Re: Что такое поэзия?

Scald, аллитерация - мощный прием. При этом, возможно, в ней есть что-то искусственное? Автор специально подбирает этот инструментарий, как, например, Хлебников или Каменский. Я думаю, не гаснет ли при этом какая-то божественная искра поэзии? С другой стороны, подбор рифмы - это тоже в чем-то инструментальный процесс.У некоторых поэтов были даже блокноты заготовленных рифмовок. Может, сила поэзии в умении уловить иррациональоное, или - в умении уравновесить, привести в гармонию интуитивное и рацио? Импонирует чувство поэзии у Пастернака, что стихи "нахлынут горлом"... 
Если Вам интересно, в воскресенье на студии "Майдан " (FM 72,08) в 20-05 будет прямой эфир как раз на тему "Что такое поэзия", присоединяйтесь!

#4 23.05.2010 12:11:42

Darja
Участник

Re: Что такое поэзия?

Аллитерации отлично используют Павло Тычина и Евгений Маланюк - это украинская поэзия.
Согласна с Marin, что в хороших стихах аллитерация не должна применяться искусственно. Сначала поэт учится этому приему, а потом он получается сам собой. Аллитерации и ассоннансы - это магия поэзии, шаманство (кстати, шаманы активно ими пользовались).
Я лично люблю этот прием и его часто употребляю. Надеюсь когда-нибудь достичь мастерства. Не удержусь от одной строфы в качестве примера. Для ясности выделены только р- аллитерации (слоги "ро" и "ра"). Звук "р" встречается очень часто, не только в этих слогах. Так задумано.

Тропы расчертят, как шрамы, дремучую чащу.
Листья, как слезы, уронит израненный клен.
Все умирает в безумии страсти молящем.
Все рассыпается прахом и тает, как сон...

"Эркание" подчеркивает болезненную остроту переживания.
Еще хороший прием - набор одинаковых ударных гласных в каждом слове одной строки.


Если во что-то слишком глубоко врасти, можно никогда из этого не вырасти.

#5 23.05.2010 22:27:34

Marin
Участник

Re: Что такое поэзия?

Очень интересная строфа и даже парадоксальная. Смысл печален, аллитерация - жизнеутверждающая! Звук "Р" несет энергию и силу.Получается двойной смысл.

А вот нашла пример аллитерации, доведенной до абсурда:

ВЫЕВ «В»
О, Авва!
Яви Еву!
Её, Авва, ваяю, воюя,
А выявив – вою.
Увы.
В авив, Авва,
Яви в яви,
Ивову выю её овеев…
О, Ева,
Аве!

#6 25.05.2010 12:23:12

Darja
Участник

Re: Что такое поэзия?

Кстати, вторая строфа в моем опусе очень жизнеутверждающая, как антитеза первой. Видимо, в р-аллитерации заложен потенциал пробуждения энергии.
Аллитерация ради аллитерации (как, собственно, язык ради языка) - действительно абсурд!
Да, вспомнила! Бальмонт прекрасно играет звуками. Правда, частенько заигрывается. Что не мешает ему писать великолепно. Вот примеры его звуковых приемов.

Легкий лист, на липе млея,
Лунный луч в себе вобрал

или

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.



Последнее редактирование Darja (25.05.2010 12:24:31)


Если во что-то слишком глубоко врасти, можно никогда из этого не вырасти.

#7 04.06.2010 00:54:15

Marin
Участник

Re: Что такое поэзия?

На днях ушел из жизни Андрей Вознесенкский. Светлая ему память. Еще один "последний из могикан" покинул Землю. Остались Евтушенко и Белла Ахмадуллина.А стихи и песни на стихи Вознесенского будут жить! - "Миллион алых роз", "Не исчезай", "Скрипка Паганини"...

#8 24.08.2010 21:01:01

Darja
Участник

Re: Что такое поэзия?

Давайте поговорим о твердых формах и свободном стиле. Что, на ваш взгляд, поспособствовало появлению строгих поэтических законов и что примерно последние полтора века подталкивает поэтов к их разрушению?
Моя позиция такова: твердая форма - это рамки для начинающего поэта, которые формируют дисциплину, аскезу слова, уважение к нему. Мастер же свободен в этих рамках, он не чувствует их и может создать в них что угодно. Сейчас - век избытка информации. Словесная аскеза, о которой говорилось выше, сменилась "словесным обжорством". Соответственно, литературная речь меняется в угоду времени. ИМХО, не в лучшую сторону.
Сейчас в среде молодых поэтов я замечаю любопытную тенденцию - возвращение к твердым формам: пишутся сонеты, рондели, газеллы. Те, кто хочет стройности в своих произведениях, тянутся к традиции.
Опыт прошлых веков подсказывает нам еще один, более действенный, на мой взгляд, вариант. Можно создавать собственные твердые формы - либо на основе существующих, либо "с нуля". Вспомним, к примеру, построенную по принципу сонета онегинскую строфу Пушкина. Однако, прежде чем перейти к созданию своих форм, необходимо утвердиться в мастерстве на формах традиционных. Иначе можно скатиться в изобретательство различных чудачеств, игнорируя элементарные правила, которые нужно выучить.


Если во что-то слишком глубоко врасти, можно никогда из этого не вырасти.

Инструменты

Информация

Статистика
Всего пользователей: 1183
Всего тем: 991
Всего опросов: 0
Всего сообщений: 12566
Пользовательская информация
Последним зарегистрировался: lurielgrah
Пользователи онлайн: 0
Гости онлайн: 99
Рекламные ссылки
НовостиВсе новости
01.02.2018

Друзья!

4 февраля 2018 года

состоится очередной семинар

доктора философских наук,

профессора

НАЗИПА ХАМИТОВА 

 "ФИЛОСОФИЯ КИНО И ПСИХОАНАЛИЗ".

Новая тема:

"ЖЕНСКАЯ КРАСОТА И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ" 

Все вопросы по телефону

066 924 39 99 - Оксана Гончаренко 

 
10.06.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ВОЛЯ К ВЛАСТИ:
КОНСТРУКТИВНЫЕ И
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
10.06.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины 9 июня 2017 года (пятница),
 в 16:00 состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"Я И ЧУЖОЙ: КСЕНОФОБИЯ
В БЫТИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
10.06.2017
Друзья!
Кафедра философской
антропологии Факультета философского
образования и науки
НПУ им. М.Драгаманова
продолжает работу литьературной
студии: 
«ФИЛОСОФСКОЕ ИСКУССТВО:
эссе, афоризмы, проза, поэзия»,
Очередное мероприятие
состоится
 20 апреля 2017 г.,
в 15.00 (кафедра философской
антропологии НПУ Драгоманова,
ул. Тургеневская,
8/14, аудитория 14-11). 
Вход свободный.)

 

 
18.04.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 3 этаж, 
зал заседаний Ученого совета 
14 апреля 2017 года (пятница), 
в 16:00 состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ВОЛЯ К ИННОВАЦИЯМ И СОПРОТИВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
11.03.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 
3 этаж, зал заседаний Ученого совета 
10 марта 2017 года (пятница),
 в 16:00
состоится методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"СТРАХ И ВЕРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
22.01.2017
30 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
В КРИЗИСНОМ ОБЩЕСТВЕ:
СПАСЕНИЕ ИЛИ ОПАСНОСТЬ?»

Гость программы –

доктор философских наук,

профессор

ИРИНА СТЕПАНЕНКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме

 
06.01.2017
23 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ
В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ:
ИМИТАЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ»

Гость программы –

доктор культорологии,

профессор

ЕВГЕНИЯ БИЛЬЧЕНКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме

 
17.12.2016
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 
3 этаж, зал заседаний Ученого совета 
9 декабря 2016 года (пятница),
 в 15:00
состоится методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ПРОБЛЕМА ДОСТОИНСТВА УЧЕНОГО" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
13.12.2016
9 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«ПРОБЛЕМА ДОСТОИНСТВА
УЧЕНОГО В СОВРЕМЕННОЙ
УКРАИНЕ»

Гость программы –

доктор философских наук,

профессор

ОЛЬГА ГОМИЛКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме