Ассоциация философского искусства

Ассоциация Философского Искусства

ГлавнаяОб АссоциацииФилософияАфоризмотерапияНовый сайтФорум
АФИ-почта
Забыли пароль? Запомнить меня

#1 12.02.2010 13:32:30

Liya
Administrator

Сублимация

Друзья!
В Институте философии НАН Украины,
12  февраля (пятница), в 16 часов в к. 318 - очередной
методологический семинар
ФИЛОСОФИЯ,
ЭКЗИСТЕНЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ

Руководитель семинара –
доктор философских наук, профессор
Н.  ХАМИТОВ
Тема для обсуждения:
СУБЛИМАЦИЯ
КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

•Концепции сублимации в психоанализе и философской антропологии
•Сублимация и власть
•Свобода выбора сублимации в открытом обществе и принудительная сублимация в обществе тоталитарном
•Сублимация и проблема катарсиса

#2 13.02.2010 15:57:49

olya
Участник

Re: Сублимация

Мо-моему, в нашей жизни слишком много сублимации!!


Семья - это тепло, побеждающее холод государства

#3 13.02.2010 23:41:26

Мэвис
Участник

Re: Сублимация

Но в наших силах сублимацию сделать катарсисом. Боль превратить в красоту. На зло не ответить злом, а просветлить его, трансформировать. Как в "Магической Книге" Светлых.


Загадочность - это крылья женственности

#4 14.02.2010 00:23:15

catty
Участник

Re: Сублимация

Да, "Магическая Книга" действительно волшебна! =)


Смелость оказаться непринятым рождает мужество быть собой

#5 14.02.2010 21:14:03

elina
Участник

Re: Сублимация

А интересно, агрессия, которая трансформируется в художественное произведение, это сублимация или катарсизация?

#6 16.02.2010 12:17:50

Darja
Участник

Re: Сублимация

Если агрессия направлена на преодоление препятствий на пути к росту, она может привести к катарсису. И важен не столько катарсический исход произведения, сколько путь к такому исходу. Приведу любимую притчу:

Однажды Мудрая Свинья возвращалась домой после паломничества в один из храмов Индии и повстречала юношу, идущего в том же направлении. Они познакомились и завели беседу о путешествии, ведь всем известно, что даже короткий разговор сокращает путь.
Юноша стал рассказывать Свинье о чудодейственной силе стен храма, поклониться которому он ходил. Достаточно было кому-нибудь потереть ладонями камни стен, как все его желания тотчас исполнялись.
- А исполнились ли твои желания? - спросила Свинья. - И чего ты желал?
- Я желал здоровья, богатства и храбрости, так как именно этого мне всегда не хватало, - ответил юноша.
- Ну и как же ты их получил? - поинтересовалась Свинья.
- Дорога к храму была долгой и тяжелой, но ее тяготы закалили и укрепили мое тело. Я стал здоровее, - ответил юноша и продолжил свой рассказ. - Однажды, уже в Индии, мне посчастливилось найти большой кувшин с золотом, и я стал богатым. Когда же до храма оставалось всего три дня пути, на меня напали разбойники, но я превозмог свой страх и обратил их в бегство. Так я получил все, что пожелал.
- Как неразумно поступают люди, - сказала Мудрая Свинья.
- Им надо было сделать священной дорогу, а не храм.
- Что может быть священного в дороге? - удивился юноша.
- А что исполнило твои желания, храм или все-таки дорога? - спросила Свинья.

Еще. Мне близки воззрения Клариссы Эстес на проблему исхода произведения.

Тайнам, как и сказкам и сновидениям, свойственны те же энергетические модели и структуры, что и драме. Но тайны, вместо того чтобы следовать героической структуре, следуют структуре трагической. Героическая драма начинается с того, что героиня отправляется в путь. Иногда у нее еще не наступило психологическое пробуждение. Иногда она слишком добра и не чует опасности. Иногда она уже столкнулась с жестоким отношением и отчаянно бьется, как пойманное животное. Каким бы ни было начало, героиня в конце концов попадает в ту или иную критическую ситуацию, где ее ждут суровые испытания. Затем, благодаря собственной смекалке и тому, что есть люди, готовые за нее заступиться, она обретает свободу и в результате становится сильнее.
     В трагедии героиня становится жертвой захвата, насилия или сама попадает прямиком в ад и вследствие этого переживает потрясение. Ее криков никто не слышит, или же ее мольбы остаются без ответа. Она теряет надежду, теряет связь с драгоценностью своей жизни и сдается. Вместо того чтобы одержать триумф над превратностями судьбы и насладиться им или, призвав на помощь мудрость и терпение, сделать правильный выбор, она слабеет и гибнет. Тайна, которую хранит женщина, – это почти всегда героическая драма, без всяких на то оснований превращенная в безвыходную трагедию.
     Но есть и хорошая новость. Трагическую драму можно снова превратить в героическую, если открыть тайну, доверить ее кому-нибудь, написать другую концовку, исследовать свою роль в ней и свою способность ее вынести. Эти уроки чреваты в равной степени болью и мудростью. Если мы их переживаем, это триумф высокого и дикого духа.

ИМХО, польза от трагических произведений в том, чтобы человек смог сам понять, что пошло не так в истории и в его жизни. Таким образом он получает мощный импульс, волю к изменениям. Подобные импульсы зачастую блокируются именно позитивным финалом.
И еще. Упомянутый позитивный финал опасен еще потребительским отношением к хэппи-энду, свойственным обывательскому, обыденному сознанию. Здесь работает модель: "Ты мне правильные поступки, я тебе - счастье". Причем в произведение может быть вложено обещание не только обыденного счастья-удовлетворения, но и выхода в запредельное. А выход за предел не может уложиться в схему, заданную определенным произведением (это было бы слишком просто), он индивидуален для каждого. Произведение может очертить только какой-то этап в становлении личности. И если оно трагично, оно может быть более полезным, чем героическое. Ведь оно показывает вершины, еще не покоренные человеком, указывает на возможные ошибки. Гениальные произведения такого плана - сказки Андерсена. Они не слащавы, и даже самый позитивный финал у них показывает, что в жизни не может наступить полного расслабления, работа над собой должна быть беспрестанной. Так, в концовке "Диких лебедей" у любимого младшего брата Элизы вместо руки остается крыло. Так же у Оскара Уайльда в конце сказки "Мальчик-звезда" на место доброго правителя приходит тиран. Путь уходит в пропасть? Нет. Открывается новый виток дороги. Бдительность остается острой.



Последнее редактирование Darja (16.02.2010 12:20:51)


Если во что-то слишком глубоко врасти, можно никогда из этого не вырасти.

#7 16.02.2010 14:08:40

Scald
Участник

Re: Сублимация

сублимация, если ограничиваться только ею, обычно рано или поздно приводит либо к нервному срыву либо к помешательству.

#8 24.02.2010 18:26:34

olya
Участник

Re: Сублимация

Некоторые работы Сальвадора Дали сублимативны. Но есть очень просветленные. Очень добрые работы Айвазовского. После просмотра - на душе светло.



Последнее редактирование olya (24.02.2010 18:27:28)


Семья - это тепло, побеждающее холод государства

#9 24.02.2010 18:35:13

olya
Участник

Re: Сублимация

Дарья пишет: "Если агрессия направлена на преодоление препятствий на пути к росту, она может привести к катарсису. И важен не столько катарсический исход произведения, сколько путь к такому исходу".

Прям как у Макиавелли "цель оправдывает средства". А средства могут быть кровожадные, и никакая цель не может их оправдать. Например, девушка хочет стать актрисой. Ради своей цели ставит подножки другим, даже уничтожая. Она добивается своей цели. Ей дают хорошую роль. Достойна ли она ее? Важен и путь, и исход - все должно быть человечным.


Семья - это тепло, побеждающее холод государства

#10 24.02.2010 18:40:35

Scald
Участник

Re: Сублимация

подобный вопрос на рынке никто не ставит. важен успех а не средства его достижения. "раз пробился на вершину, значит достоин". победителей не судят. Достойны ли те кто пробился наверх в нашей политике своих постов? Думаю, ответ очевиден. И в мире искусства все тоже самое.

#11 24.02.2010 18:58:17

olya
Участник

Re: Сублимация

Scald пишет:

подобный вопрос на рынке никто не ставит. важен успех а не средства его достижения. "раз пробился на вершину, значит достоин". победителей не судят. Достойны ли те кто пробился наверх в нашей политике своих постов? Думаю, ответ очевиден. И в мире искусства все тоже самое.

У творца не могут быть руки в крови. Он создает свой мир, куда попадет после смерти. И  губит свою бессмертную душу. А политики ее уже погубили. В следующей жизни они явно будут тараканами или коршунами.;)



Последнее редактирование olya (24.02.2010 19:00:25)


Семья - это тепло, побеждающее холод государства

#12 06.03.2010 18:58:45

elina
Участник

Re: Сублимация

Кстати, фильм "Аватар" - вариант катарсиса, но не сублимации. Я пережила мощное облегчение после его просмотра. Знаю - многие тоже пережили что-то подобное!

#13 07.03.2010 13:49:34

Darja
Участник

Re: Сублимация

olya пишет:

Дарья пишет: "Если агрессия направлена на преодоление препятствий на пути к росту, она может привести к катарсису. И важен не столько катарсический исход произведения, сколько путь к такому исходу".

Прям как у Макиавелли "цель оправдывает средства". А средства могут быть кровожадные, и никакая цель не может их оправдать. Например, девушка хочет стать актрисой. Ради своей цели ставит подножки другим, даже уничтожая. Она добивается своей цели. Ей дают хорошую роль. Достойна ли она ее? Важен и путь, и исход - все должно быть человечным.

Я писала совершено о противоположном, очень жаль, что Вы поняли превратно. "Цель оправдывает средства" - это приоритетность исхода, а не пути. И притча, и мое высказывание как раз говорят о том, что важнее именно путь.
Приведенный пример - это устранение препятствий на пути к успеху, но никак не личностному росту. Напротив, актриса в таком случае бьет по собственной душевности.


Если во что-то слишком глубоко врасти, можно никогда из этого не вырасти.

Инструменты

Информация

Статистика
Всего пользователей: 1183
Всего тем: 991
Всего опросов: 0
Всего сообщений: 12566
Пользовательская информация
Последним зарегистрировался: lurielgrah
Пользователи онлайн: 0
Гости онлайн: 109
Рекламные ссылки
НовостиВсе новости
01.02.2018

Друзья!

4 февраля 2018 года

состоится очередной семинар

доктора философских наук,

профессора

НАЗИПА ХАМИТОВА 

 "ФИЛОСОФИЯ КИНО И ПСИХОАНАЛИЗ".

Новая тема:

"ЖЕНСКАЯ КРАСОТА И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ" 

Все вопросы по телефону

066 924 39 99 - Оксана Гончаренко 

 
10.06.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ВОЛЯ К ВЛАСТИ:
КОНСТРУКТИВНЫЕ И
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
10.06.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины 9 июня 2017 года (пятница),
 в 16:00 состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"Я И ЧУЖОЙ: КСЕНОФОБИЯ
В БЫТИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
10.06.2017
Друзья!
Кафедра философской
антропологии Факультета философского
образования и науки
НПУ им. М.Драгаманова
продолжает работу литьературной
студии: 
«ФИЛОСОФСКОЕ ИСКУССТВО:
эссе, афоризмы, проза, поэзия»,
Очередное мероприятие
состоится
 20 апреля 2017 г.,
в 15.00 (кафедра философской
антропологии НПУ Драгоманова,
ул. Тургеневская,
8/14, аудитория 14-11). 
Вход свободный.)

 

 
18.04.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 3 этаж, 
зал заседаний Ученого совета 
14 апреля 2017 года (пятница), 
в 16:00 состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ВОЛЯ К ИННОВАЦИЯМ И СОПРОТИВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
11.03.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 
3 этаж, зал заседаний Ученого совета 
10 марта 2017 года (пятница),
 в 16:00
состоится методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"СТРАХ И ВЕРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
22.01.2017
30 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
В КРИЗИСНОМ ОБЩЕСТВЕ:
СПАСЕНИЕ ИЛИ ОПАСНОСТЬ?»

Гость программы –

доктор философских наук,

профессор

ИРИНА СТЕПАНЕНКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме

 
06.01.2017
23 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ
В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ:
ИМИТАЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ»

Гость программы –

доктор культорологии,

профессор

ЕВГЕНИЯ БИЛЬЧЕНКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме

 
17.12.2016
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 
3 этаж, зал заседаний Ученого совета 
9 декабря 2016 года (пятница),
 в 15:00
состоится методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ПРОБЛЕМА ДОСТОИНСТВА УЧЕНОГО" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
13.12.2016
9 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«ПРОБЛЕМА ДОСТОИНСТВА
УЧЕНОГО В СОВРЕМЕННОЙ
УКРАИНЕ»

Гость программы –

доктор философских наук,

профессор

ОЛЬГА ГОМИЛКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме