Ассоциация философского искусства

Ассоциация Философского Искусства

ГлавнаяОб АссоциацииФилософияАфоризмотерапияНовый сайтФорум
АФИ-почта
Забыли пароль? Запомнить меня

#1 25.10.2009 09:05:38

Scald
Участник

Романтизм как взгляд на мир

Романтизм – это взгляд на мир. Он сконцентрировался в конце эпохи Просвещения, когда всем «до глубины души» опротивел рационализм и расчленёнка научных потуг, атеизм с его бессмысленностью человеческой жизни, и все вдруг снова вспомнили о Средневековье, захотели почувствовать в себе душу, и её глубину. И Лютер уже в   то время лет как двести всем разрешил,   как кому вздумается, Библию толковать – и очень романтично стало получаться, «особенно стихами». Да что толковать – хорошо бы новую придумать.
  Но удары Просвещения по церковной традиции не прошли бесследно: Бога стали искать и вне Церкви, распространились мистика, восточные учения, появились масонские ложи.
Романтический взгляд на мир родился в Германии, и сумрачный германский гений на своих крыльях разнес его по всему свету. Быть романтичным стало модно до такой степени, что разлились кровавыми реками рожденные романтиками революции. Ах, романтизм - это очень увлекательно и до сих пор.
Oпределений романтизма – не счесть. Переисляемые обычно признаки романтизма – всем известны, но они не характеризуют мировоззрения целиком: культ свободы, гордое одиночество, мечтательность-созерцательность, индивидуализм,   мрачноватый герой - один против всех… и внимание к темным сторонам сознания. И с шиллеровской смелостью, ага - «мечтать и лгать», выпущенные на волю сонмы духов, демонов, гениев и просто всякой нечисти. И с Сатаной стало возможным просто договориться, да и сам он приобрел некоторую романтическую бунтарскую привлекательность. И вовсю его стали приглашать,   что в собственный кабинет, как Фауст или Твардовский, что за вибрирующий стол в спиритических сеансах, что в мастерскую художника   -   а он и не отказывался… 
В русской литературе впервые очень деликатно и несколько сентиментально он пришёл, кажется, к Жуковскому – как  Таинственный посетитель  .   И что-то мне раньше в голову не приходило – насколько же это много можно собрать таких литературных произведений о «таинственных посещениях»… Даже для простого перечисления – целая… эээ.. « гостевая книга»   понадобится…
Больше всего нравится (совсем забыла, чьё) определение: «романтизм – это протестантизм в квадрате». Есть еще бесовское определение Белинского: «Романтизм есть не что иное как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». Да уж, бесы наполнили внутренний мир человека...

Мне кажется, к чертам романтизма нужно добавить еще одну. Самое главное, что отличает романтизм, и что определило его «всемирно-историческое значение» – это его особенная духовность. Романтический герой всегда духовен – он подчеркнуто не меркантилен, материальный мир он презирает, он – «не от мира сего» и живет ради смутного и непонятного, но идеала, он предан мечте… Блеск! И, конечно, в светском понимании - он духовен. В церковной традиции духовность означает стяжание Святого Духа, а вот в светской - лишь открытость запредельному, «тонкому» миру, при этом, у романтиков никак не оговаривается, на каких обитателей тонкого мира эта духовность может распространяться, а на каких - нет. И вопреки обывательскому стереотипу, что духовный - значит хороший, одухотворенный человек, не способный отличать ангелов и бесов, какое бы приятное впечатление он ни производил, в какие бы заоблачные дали не устремлялся – это человек может быть смертельно опасен для окружающих, - как проводник сил, которые он не умеет контролировать.

#2 06.11.2009 19:50:51

Darja
Участник

Re: Романтизм как взгляд на мир

Scald, да это просто какая-то агитка христианской церкви! Духовность не может быть изначально светлой и чистой, всей из себя в розовых рюшечках, это самообман! Дух обязан пройти через чистилище и встретиться там с самыми ужасными чудищами, обойти их и/или преодолеть. И романтизм дает тот самый героический настрой, позволяющий пройти через предельность кошмаров человеческой изнанки и обрести то высокое, к которому направлены все истинно духовные устремления. Здесь не обязателен катарсис; проводник сквозь бездны одиночества и боли не всегда указывает свет в конце тоннеля. Но он задает тот порыв, который позволяет в итоге увидеть этот свет САМОМУ человеку.


Если во что-то слишком глубоко врасти, можно никогда из этого не вырасти.

#3 07.11.2009 04:04:30

Scald
Участник

Re: Романтизм как взгляд на мир

текст взят с сайта аппологет.ру. сюда скопировла чтобы начать дискуссию.

#4 07.11.2009 10:39:36

WISE
Участник

Re: Романтизм как взгляд на мир

Darja пишет:

Scald, да это просто какая-то агитка христианской церкви! Духовность не может быть изначально светлой и чистой, всей из себя в розовых рюшечках, это самообман! Дух обязан пройти через чистилище и встретиться там с самыми ужасными чудищами, обойти их и/или преодолеть. И романтизм дает тот самый героический настрой, позволяющий пройти через предельность кошмаров человеческой изнанки и обрести то высокое, к которому направлены все истинно духовные устремления. Здесь не обязателен катарсис; проводник сквозь бездны одиночества и боли не всегда указывает свет в конце тоннеля. Но он задает тот порыв, который позволяет в итоге увидеть этот свет САМОМУ человеку.

Уважаемые Darja и Scald! Искренне поздравляю вас с "ВЫЗДОРОВЛЕНИЕМ" от такой болезни, как "ОБЩЕПАНИЧЕСКИЙ ГРИПП"! С удовольствием присоединяюсь к вам!
Теперь немного о романтике и романтизме... Действительно, существует множество разных толкований категории "РОМАНТИЗМ". Однако, наиболее общим, и, на мой взгляд, справедливым, является следующее: "Романтика, и как следствие, романтизм, есть ПРИМАТ ВООБРАЖАЕМОГО НАД ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ". В свою очередь, "ВООБРАЖАЕМОЕ" может иметь характер "СВЕТЛОЙ МЕЧТЫ", а может увлечь в "МРАЧНУЮ ДАЛЬ и ПУЧИНЫ ОТЧАЯНИЯ". Я, думаю, Darja, что именно такие возможности "КАЧЕЛЕЙ РОМАНТИЗМА", лежат в основе сказанного Вами ранее.



Последнее редактирование WISE (07.11.2009 10:41:28)


Кто с умом к нам подойдёт, тот без ума останется.

#5 07.11.2009 10:57:23

Scald
Участник

Re: Романтизм как взгляд на мир

второе происходило намного чаще. притом,  у тех романтиков кто отрицал религию и брал на себя венец богоборца - например Байрон, Клейст, Лотреамон, Бодлер - все заканчивалось сползанием в бездну безумия ит отчаяния. Байрон вышел только благодаря участию в освободительной войне -  он занял свое сознание революцией. Гофман пережил катарсис творчеством и вернулся к истокам средневековой духовности через переживание обновления (роман "Эликсиры Сатаны"), и многие его поздние произведения стали пророческими.

#6 19.11.2009 11:33:53

manuila
Участник

Re: Романтизм как взгляд на мир

Хотелось бы присоединиться к данной дискуссии и отметить, что романтизм – это, прежде всего идейная позиция.  Романтизм (от франц.) – фантастическое. Романтическая  идея точно сформулирована профессором И. Я.  Кронебергом:  «Фантазия   -  сила,  облекающая  бесконечные   идеи   в   индивидуальный образ».
        Романтические герои, выступают против обыденности  несовершенного устройства мира, его несправедливости, пытаясь подняться над ним. “Человек  с  его  возможностями  духовной  свободы  брошен   в   слепой механический мир, который порабощает и губит его” Бердяев.
       Посмотрите, ведь романтики обращаются к миру религии, литературы, искусства, ко всему, где нет прозаической повседневности. И с одной стороны это привлекает, потому, что это протест  против  пошлости и бездуховности, но с другой отталкивает, поскольку, преодолевая эту повседневную ограниченность, романтики и их герои стремятся к поиску идеального, при этом, не всегда обращая внимания на истинное положение вещей. Их особо не волнуют страдания других, их  интересует собственные абсолютные мироощущения, что в свою очередь заставляет задуматься о подлинной объективности романтизма как взгляда на мир.

#7 19.11.2009 12:19:30

Scald
Участник

Re: Романтизм как взгляд на мир

как вы считаете, можно ли одновременно романтиком и реалистом? то есть воспринимать мир как он есть (объективно) и в то же время пытаться привнести в свою жизнь какие-то элементы романтизма и духовности, или первое и второе настолько антагонистичны, что их комбинация представляется маловероятной, и потому неизбежно ощущение раздвоенности и противоречивости?

#8 20.11.2009 10:30:28

manuila
Участник

Re: Романтизм как взгляд на мир

Scald ! Спасибо за очень интересный вопрос.
Если мы обратимся к истории возникновения романтизма, то увидим, что на протяжении всей половины XIX в. реалисты неизменно могли называть себя и романтиками. Ведь только после смерти Бальзака, французские писатели и философы предложили размеживание терминов. Одним из великих достижений романтиков считается психологический  анализ, исследование всей многосложности внутреннего мира человека, и этим они проложили новый путь в познании реалистами психологии личности. Также нужно отметить, что реалисты в большей своей части, унаследовали от романтиков принцип историзма, трансформировав  его в  новое материалистическое понимание истории.

     Я не сторонник классического реализма,  мне  импонирует позиция реалистов первой половины XIX в., которая заключалась не в том, что-бы копировать действительность, такой как она есть, а выражать эту действительность  примечательными особенностями, использую романтические приемы.
      Всё очень субъективно. И если установки реалиста не будут исключать связи с искусством романтизма, то такая комбинация вполне возможна.

Инструменты

Информация

Статистика
Всего пользователей: 1183
Всего тем: 991
Всего опросов: 0
Всего сообщений: 12566
Пользовательская информация
Последним зарегистрировался: lurielgrah
Пользователи онлайн: 0
Гости онлайн: 96
Рекламные ссылки
НовостиВсе новости
01.02.2018

Друзья!

4 февраля 2018 года

состоится очередной семинар

доктора философских наук,

профессора

НАЗИПА ХАМИТОВА 

 "ФИЛОСОФИЯ КИНО И ПСИХОАНАЛИЗ".

Новая тема:

"ЖЕНСКАЯ КРАСОТА И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ" 

Все вопросы по телефону

066 924 39 99 - Оксана Гончаренко 

 
10.06.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ВОЛЯ К ВЛАСТИ:
КОНСТРУКТИВНЫЕ И
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
10.06.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины 9 июня 2017 года (пятница),
 в 16:00 состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"Я И ЧУЖОЙ: КСЕНОФОБИЯ
В БЫТИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
10.06.2017
Друзья!
Кафедра философской
антропологии Факультета философского
образования и науки
НПУ им. М.Драгаманова
продолжает работу литьературной
студии: 
«ФИЛОСОФСКОЕ ИСКУССТВО:
эссе, афоризмы, проза, поэзия»,
Очередное мероприятие
состоится
 20 апреля 2017 г.,
в 15.00 (кафедра философской
антропологии НПУ Драгоманова,
ул. Тургеневская,
8/14, аудитория 14-11). 
Вход свободный.)

 

 
18.04.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 3 этаж, 
зал заседаний Ученого совета 
14 апреля 2017 года (пятница), 
в 16:00 состоится
методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ВОЛЯ К ИННОВАЦИЯМ И СОПРОТИВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
11.03.2017
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 
3 этаж, зал заседаний Ученого совета 
10 марта 2017 года (пятница),
 в 16:00
состоится методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"СТРАХ И ВЕРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
22.01.2017
30 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
В КРИЗИСНОМ ОБЩЕСТВЕ:
СПАСЕНИЕ ИЛИ ОПАСНОСТЬ?»

Гость программы –

доктор философских наук,

профессор

ИРИНА СТЕПАНЕНКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме

 
06.01.2017
23 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ
В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ:
ИМИТАЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ»

Гость программы –

доктор культорологии,

профессор

ЕВГЕНИЯ БИЛЬЧЕНКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме

 
17.12.2016
Уважаемые коллеги!
В Институте философии
НАН Украины
ул.Трехсвятительская 4, 
3 этаж, зал заседаний Ученого совета 
9 декабря 2016 года (пятница),
 в 15:00
состоится методологический семинар
"ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КАК МЕТААНТРОПОЛОГИЯ"
Тема для обсуждения:
"ПРОБЛЕМА ДОСТОИНСТВА УЧЕНОГО" 

Руководитель семинара –

доктор философских наук, профессор

НАЗИП ХАМИТОВ

 

 

Запись
семинара

Обсудить 
на форуме

 
13.12.2016
9 декабря 2016 года (пятница),
в 18:00 на телеканале ЦК (КГР ТРК)
в программе

"ИСКУССТВО ЖИЗНИ
С НАЗИПОМ ХАМИТОВЫМ"
обсуждается тема:
«ПРОБЛЕМА ДОСТОИНСТВА
УЧЕНОГО В СОВРЕМЕННОЙ
УКРАИНЕ»

Гость программы –

доктор философских наук,

профессор

ОЛЬГА ГОМИЛКО

Запись
программы

Обсудить 
на форуме