Общество Мертвых Поэтов (Dead Poets Society)
Соотечественник создателя трилогии о Безумном Максе, умница и интеллигент от кино Питер Уир снял в 1989 году прекрасную драму, в миг ставшую культовым фильмом для молодых конца 80х годов. История о создании тайного "Общества мертвых поэтов" в крайне консервативном американском колледже (где до сих пор практиковались физические наказания за проступки) на самом деле разворачивает перед зрителями картину буйства молодости, запертой в косные правила внешнего мира. Фильм ошеломляет в первую очередь молодым составом исполнителей, для многих из которых фильм стал дебютом в большом кино. Робин Уильямс за роль нового учителя литературы Джона Китинга даже был номинирован на “Оскар”. которые в несколько английской манере разыгрывают каждый свою историю и все вместе - драму молодых душ.
Проблема самостоятельного выбора жизненного пути, победы человека над обстоятельствами, тема дружбы и предательства, конфликта поколений - далеко не полный список тем, поднимаемых в ленте. Пробуждение человеческого “Я” среди пустыни общественно приемлемых жизненных сценариев всегда будет вступать в противоречие с социальным устройством. Функция самой по себе личности - самосохранение и постоянное самовозрождение, функция общества аналогична, но средство достижения последней - та же личность, нивелированная до уровня инструмента. В картине нет ни одного героя, который бы выиграл эту схватку. Вероломное сопротивление социальных норм ломает личностное восприятие мира, топорно выстраивая его по своему образу и подобию. Проигрывая, личность либо включается в эту схему, либо через самоубийство (физическое, как герой Роберта Шона Леонарда, или духовное - как Робина Уильямса) выбывает из нее навсегда. В этом и заключается основной драматизм сюжета.
Сценарий фильма заслуживает особого упоминания. Он, скажем прямо, филигранен. Такой четкости и прописанности характеров, сцен и сюжета я не встречал давно. В ленте нет ничего лишнего - все проистекает одно из другого, взаимно дополняя и ограничивая друг друга. Диалоги хотя и скудны, но именно благодаря им картина полна живости и интеллекта. "Оскар" в этой номинации был получен заслужено.
В целом же картина получилась очень английской. Стиль жизни в новоанглийском колледже, декорации, актерская игра в лучших традициях английской школы театра - все в классически традиционной манере, свойственной для “туманного Альбиона”. Одно лишь отличие (что, кстати, характерно для многих выходцев из Австралии и Новой Зеландии) - умение на фоне английской ограниченности в визуальных средствах показать яркость и красочность личности героя, его характера и жизни. Стилевая изюминка фильма, как уже отмечалось выше, состоит как раз в игре на контрасте картинки и актерско-сценарной составляющей.
Необходимо дерзнуть мечтать, даже если это приведет к краху. Множество людей, у которых еще осталось в груди немного пламени, ищут того, кто покажет, на каких баррикадах можно поставить свой флаг. Вот о том и фильм — о поиске правильного учителя, способного проникнуть в те мысли, что не были высказаны, а — следовательно — попытки освободиться от груза обыденно давящих мнений. Поиск не учителя, но Учителя, который не расскажет и не объяснит, а откроет путь к просветлению, к другим измерениям в обыкновенном мире, изменив точку зрения. Все, что нужно, чтобы не буксовать на пути в гору, — это суметь увидеть себя чуть иначе, а именно это и дает Китинг своим ученикам, возвращая обучению романтизм, очарование, интригу. Причем Уир не концентрируется на фигуре учителя, а выводит его лишь как катализатор, прослеживая процессы, запущенные Китингом в студентах. Режиссер далек от веры в то, что мечтатели и бескомпромиссные творцы легко изменят мир. Но ведь даже если Икар упал вниз, он все-таки летел; даже на земле нельзя забыть ощущение полета, а это чувство юноши успели испытать, каким бы разочаровывающим ни казался затем мир. Оно просто того стоило.
Удивительное дело — Робин Уильямс пришелся к месту. Морщинки около глаз грустного клоуна явились следами былой жизни, скрывающими доброту и печальную иронию отшельника. Ни до, ни после я не видела его в не раздражающем меня амплуа. "Общество мертвых поэтов" хорошо тем, что оно позволяет глубоко вдохнуть жажду изменений, желание запертых в колледже юношей освободиться от родителей и обязательств, исследовать новый, доселе неизвестный мир. Фильм и приятно наивен, и мечтателен, и откровенен. Существуют поражения, которые легко приравнять к победе, — и именно такое поражение от суровых столпов воспитания терпит Китинг, заронивший ростки свободного мышления и поэтического чутья в своих учеников. Причем поэзия здесь служит просто проводником электричества: не грех попробовать, как не грех попробовать себя и в чем-то еще помимо навязанного другими предназначения. Не зря Один украл именно сладость слова, мед поэзии, чтобы передать его людям, — стоит представить себя в ином значении, в другом окружении, со свечой в пещере, где существуют лишь книги и дерзкие мысли, как то, что окружает, перестает казаться таким незыблемым. Правда, не напрасно именно боги владели словесным мастерством, — далеко не каждый способен справиться с этой эйфорией, чтобы она не разрушила его жизнь.
Вопрос, собственно, только один — да,да,да — что случилось с остальными? Печальный исход для смельчака, глупого бунтаря и романтика, держащего в руках венок, сломали, скрутили и извратили смысл изменения. Один штурмовал крепость до конца, призвав несшабашные и бестолковые войска внутреннего хулигана, другой решил сбежать, чтобы не поддаваться. Может быть, война с учителями и родителями не покажется кому-то драматичной, но это как раз та битва, в которой узнаешь, кто ты такой. Юношеская, с небольшим налетом ностальгии красота фильма вызывает ощущение увлечься, отдаться, остаться во власти мечты, хотя на дне души кроется уверенность в том, что "нас не догонят" обернется тюремной решеткой. Смогут ли остальные легко забыть мистера Китинга и Новое Чудо? Кто знает, память так изменчива. Но я все же думаю, что лучше глупо погибнуть во власти поэтического вдохновения, чем прожить всю жизнь, посещая работу. А Уир? Уир снял кино, которое можно было бы критиковать, если оно не отодвигало это желание, пробуждая детское и открытое, чего во мне в избытке.
(c) Олег Korben
Режиссер: Питер Уир.
Сценарий — Том Шульман,
оператор — Джон Сил,
композитор — Морис Жар, Георг Фридрих Гендель и др.
В главных ролях: Робин Уильямс, Итан Хоук, Роберт Шон Леонард.
В ролях: Джош Чарльз, Гэйл Хансен, Дилан Хассман, Аллелон Руджеро, Джеймс Уотерстон, Норман Ллойд и др.
Награды:
Киноакадемия США — Оскар за лучший сценарий.
Британская киноакадемия (BAFTA Awards) — лучший фильм, лучшая музыка (Морис Жар)
César Awards — Сезар за лучший иностранный фильм.
Международный кинофестиваль в Варшаве — лучший зарубежный фильм.
David di Donatello Awards — лучший зарубежный фильм.
а также:
- награда Golden Screen (Германия),
- приз за лучший фильм от Ассоциации артхаусных кинотеатров Германии,
- приз за лучший подбор актеров от Casting Society of America,
- приз от Общества политических фильмов Америки
и др..
Интересные факты о фильме:
- изначально предполагалось, что профессор Китинг будет умирать от лейкемии, но Уир решил сконцентрироваться на самих учениках. Слава Аллаху!
- на роль Китинга пробовался Лайам Нисон, но роль отошла к Робину Уильямсу.
- сам Уир обучался в частной школе для мальчиков в Сиднее. Жесткая дисциплина, униформа и давление сверху перекочевали оттуда в фильм.